Прошли те идиллические
времена, которые когда-то описывал Аркадий Гайдар: «Нина Карнаухова не
приготовила урок по алгебре и решила не идти в школу. Но чтобы знакомые
случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по
городу, Нина украдкой пошла в рощу».
В
конце этой миниатюры описывается, как хорошо пели над головой Нины веселые
птицы, и … как тяжело у нее было на сердце, которое грызла беспощадная совесть.
В
наше время такая Нина Карнаухова, может, и не услышала никаких веселых птиц –
она могла бы не вернуться из рощи. По статистике более 90 тысяч несовершеннолетних
ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, и свыше 20 тысяч –
пропадают без вести.
Кто-то
может сказать, что это явная натяжка – связывать прогулы с этими страшными
цифрами.
Но
что такое прогул? С точки зрения педагога – это нарушение школьной дисциплины,
на взгляд самого нерадивого ученика – прекрасные мгновения свободы. Инспекторы
ОДН рассматривают это заурядное школьное явление как кратковременное нахождение
ребенка без надзора – школьного и родительского, которое чревато различными
криминальными бедами. Прогульщик – виктимный ребенок: его поведение опасно для
него самого.
Чаще
всего ребята, не пойдя в школу, бесцельно бродят по улице, посещают торговые
точки, не зная, чем занять свободное время. Не будем перечислять все варианты опасных ситуаций, в
которые, в силу своей безнадзорности, могут попасть прогульщики. Но, привыкнув
к такой свободе, ребенок, как правило, становится легкой добычей преступников,
подвергая свое здоровье и жизнь огромному риску.
Есть
и вторая беда, которая зачастую связана с прогулами – ребенок встает на
преступную дорожку. Почувствовав свою полную безнаказанность, игнорируя замечания
педагогов и родителей, подросток под влиянием других более «опытных» товарищей,
которые давно не посещают школу, с удовольствием погружается в «уличную
свободу». Но желание быть таким же крутым и удачливым не может быть реализовано
без наличия денег. А где взять деньги? Ребенок, чаще всего подстрекаемый
взрослыми или более опытными товарищами, находит самый легкий способ получить
желаемое – хищение или грабеж.
Третья
(но не последняя по счету) беда: прогул может быть тревожным признаком
семейного неблагополучия. В таких случаях ребенок бежит от бед, обрушившихся на
его детскую психику тяжелым камнем. Очень плохо, когда поделиться своей бедой
ребенок не смог ни с другом, ни с учителем, ни родителями…
Великий
педагог А.С.Макаренко сказал, что «вы не должны трусливо отгораживать его
(ребенка) от влияний отрицательных или даже враждебных. Ведь в жизни все равно
придется столкнуться с разными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и
обстоятельствами… должны допустить самое разнообразное окружение ваших детей,
но никогда не теряйте их из виду».